Система Ознобишина: почему запретили первое пособие по рукопашному бою для НКВД
В ряду советских пионеров боевых искусств особняком стоит фигура Нила Ознобишина – автора уникального пособия «Искусство рукопашного боя», вышедшего в 1930 году. Ознобишин создал весьма эффективную на тот момент систему самообороны, без лишних движений и «искусственных» приёмов. Однако книгу, адресованную милиционерам и чекистам, вскоре запретили, а её автора репрессировали.
Циркач-«рукопашник»
Нил Ознобишин родился в 1892 году в дворянской семье, его отец был управляющим государственным конным заводом. С детства Нил отлично держался на коне и на велосипеде. В 1907 году, научившись балансировать на одном колесе, юноша поступил в цирковую труппу велофигуристов «Бостонс». В течение пяти лет он гастролировал в Западной Европе, Северной Африке и даже в Австралии. Затем Ознобишин сменил цирковой костюм на мундир – в 1913 году он поступил на службу в 18-й Гусарско-Невский полк наездником запасного эскадрона. Несмотря на то, что началась война, Ознобишин оставался в столице, принимал участие в спортивных соревнованиях.
Есть версия, что уже до революции Ознобишин обучал агентов царской охранки приёмам джиу-джитсу. Однако, как выяснил историк отечественных единоборств Михаил Лукашев, это не соответствует действительности.
Тренерская карьера Ознобишина началась в годы Гражданской войны, когда его призвали в Красную Армию. В качестве инструктора по физкультуре Ознобишин попал в политотдел 6-й армии и оставался там до 1926 года. По воспоминаниям боксёра Константина Градополова, циркач также был наставником в секции бокса во Всевобуче. Стоит отметить, что именно в цирках в начале XX века устраивались боксёрские матчи. Сам Ознобишин принимал участие в организации таких боёв.
Интерес Ознобишина к рукопашному бою, вероятно, подхлестнула неблагополучная криминальная обстановка. 1920-е годы в СССР ознаменовались расцветом «хулиганства». По-видимому, уличные молодчики приставали и к Ознобишину. По свидетельству современников, циркач отличался патологической худобой (он весил 52 кг при росте 185 см). Ознобишин хорошо изучил основные методы нападения советских хулиганов: удар головой в лицо, «вилкой в глаз» или удар «песочной колбасой» – холщовым мешком, набитым песком и камнями.
Чтобы защититься от хулиганов, навыков бокса было недостаточно. Поэтому, написав пару книг по цирковому искусству, очередную книгу Ознобишин решил посвятить рукопашному бою. С этой целью он использовал иностранные руководства – помогло знание языков, усвоенных на гастролях.
Пособие для НКВД
Итогом работы Ознобишина стала книга «Искусство рукопашного боя», которую в 1930 году выпустило издательство народного комиссариата внутренних дел. На страницах своей книги Ознобишин раскритиковал «модное» в царской России и на Западе увлечение «самозащитой». По его мнению, ни одну из систем самообороны, созданных в Англии, Франции, США и Японии, нельзя было назвать «жизненной» и опирающейся на «научные данные».
«Джиу-джитсу – система самообороны очень цельная, но соответствовать всем особенностям рукопашного боя она всё же не может, а потому она и останется только элементом искусства самозащиты, хотя и чрезвычайно ценным», – писал Ознобишин.
Он отмечал, что в климатических условиях СССР люди большую часть года одеты в толстую тяжёлую одежду, так что японские болевые приёмы надавливания на нервные центры оказываются бесполезны.
Ознобишин предложил комбинированную систему рукопашного боя, взяв за основу наработки специалистов «буржуазной полиции». Ключевым звеном системы Ознобишина было расстояние между противниками. На «дальней дистанции» циркач предлагал стрелять из револьвера. Ознобишин проповедовал «инстинктивную стрельбу», без прицеливания – возможно, именно его методы позже легли в основу «стрельбы по-македонски», которой пользовались агенты СМЕРШа.
Если противник подходил ближе, автор пособия предлагал бить ногами. Соответствующие приёмы он почерпнул из французского боевого искусства «сават», которое считал «великолепным». На «третьей боевой дистанции» Ознобишин советовал применить некоторые кулачные удары из старого английского стиля бокса.
Если противник приблизился вплотную, то его следовало нейтрализовать ударами ребра кисти, локтя, колена. В обхвате Ознобишин рекомендовал приёмы джиу-джитсу, подножки или броски на землю. В главе о последней, «шестой боевой дистанции», рассказывается, что делать, если противник повалил вас на землю.
Некоторые хитрости Ознобишин прямо позаимствовал из практики хулиганов – например, он советовал «захватить в руку песку или придорожной пыли и бросить противнику в глаза».
Книга завершалась описанием «приёмов задержания и конвоирования в лёгких случаях для постовых милиционеров и внешней милиции».
P.S. Попалась данная книга, (аннотация перепечатана с Яндекс-Дзен). Что в ней интересно, так это косвенное доказательство того, что современный мир химерен. И ничто не ново под луной. Создание ажиотажа и имитация каких-то навыков были всегда. В современное время существует великое множество БИ. И, кстати сказать, не все это множество является боевыми искусствами. Но большинство из так называемых боевых искусств, которые существуют сейчас, это не боевые искусства, это спортивные единоборства. Просто набор приемов хорош для спортивных единоборств. Там, где стоит рефери, который может вовремя остановить поединок. Если оппонент проигрывает явно и, если есть какая-то опасность для жизни. Реальные боевые искусства не имеют ограничений. Не имеют рефери, не имеют правил. Они имеют только здравый смысл и рациональность. И, даже те люди, кто это преподаёт, признаются, что никогда не применяли до летальности. В книге есть не только картинки с пояснениями, но и методика наработки навыков и рефлексов.